THE BEATLES
"Во взглядах битлов, как и в их песнях, видно фрагментарное зеркало общества, которое выдвинуло их, которое интерпретирует их, предъявляя им требования и которое наказывает их, когда они делают то, что другие считают злом. Пол - талантливый мечтатель, Ринго - сын всех мамаш, Джордж - парень из соседней квартиры, творящий добро, а Джон - тяжеловесный интеллектуал.
(Тони Палмер - критик)
"THE BEATLES" (Apple PMC/PCS 7067/8, два долгоиграющих диска, пронумерованные конверты от 0000001 - 0000020, 1968 год)
Цена: от 2000 фунтов до 5000 фунтов и выше
Самый известный двойной альбом в мире "The Beatles" стал "полнометражным" развитием успеха после грандиозного творения, каким стал "Сержант Пеппер". Несколько недель, проведённых в Индии в изучении медитации под руководством Махариши, предоставили "Великолепной четвёрке" идеальную возможность для сочинительства и, когда они в конце мая 1968 года, вернулись в дом Джорджа Харрисона, они располагали большим количеством новых песен достаточным для двойного альбома.
30 записей, сделанных на альбоме, показали, что необычная обстановка индийского городка Ришикеш вызвала у "Битлз" воспоминания о детстве и самых первых музыкальных впечатлениях. Например, "Back In the USSR" - классический рок-н-ролл в духе Чака Берри и с привкусом "Beach Boys"; "Honey Pie" и "Good Night" обращаются к старомодным голливудским мюзиклам, в то время как "Rocky Raccoon" прямо происходит от утренних вестернизированных телевизионных шоу по субботам, как впрочем и "The Contining Story Of Bangalow Bill".
Окружение "Битлз" тоже способствовало их вдохновению. В песне Харрисона "Savoy Truffle", например, описывается пристрастие его коллеги и приятеля Эрика Клэптона к красивым коробкам с шоколадными конфетами, а ленноновская "Sexy Sadie" в начале была жёстким упрёком и атакой на Махариши, заявляя, что улыбчивый гуру менее всего руководствовался духовными интересами.
Харрисон получил на этом альбоме награду в виде беспрецедентного количества из четырёх песен, а Ринго впервые заработал своё индивидуальное авторство с "Don't Pass Me By" - песней, для завершения которой ему понадобилось целых пять лет. Но некоторые критики охорактеризовали многие записи альбома "самопотаканием" из-за того, что все участники группы защищали собственные интересы и часто работали в одиночестве. Например, идея песни Маккартни "Why Don't We Do It In the Road?" раздражала Леннона из-за того, что его не пригласили участвовать в записи этого рискованного номера. А последней каплей для поклонников стала "Революция 9" - зловещий восьмиминутный авангардистский аудиоколлаж, придуманный главным образом Джоном и его новой партнёршей Йоко Оно, вызвавший у всех отчуждение, но вместе с тем оказавшийся самым смелым.
Джордж Мартин был обеспокоен растянувшимся форматом альбома "The Beatles" и предложил группе выбросить некоторые песни и свести альбом к блестящей коллекции на одном диске, но никто из группы не был готов к компромиссу. Напряжённость во время сеансов звукозаписи возросла настолько, что бессменный инженер Джефф Эмерик покинул студию в середине июля, и Ринго драматично ушёл на две недели, продемонстрировав свою "ненужность и недооценённость". Постоянное присутствие Йоко и претензия Маккартни на "лидерство" в группе в отсуствии покойного Брайана Эпстайна также не помогали делу.
Тем не менее разнообразие конечного продукта сделало его любимым альбомом, как среди поклонников "Великолепных", так и критиков (по опросам он постоянно входит в "Пятёрку лучших" альбомов всех времён). Сами Леннон и Маккартни выражали особую любовь к альбому, поскольку он казался им максимальным выражением своих творческих индивидуальностей, обстоятельство, отразившееся в официальном названии альбома: "The Beatles". Первоначальное название "Doll's House" ("Кукольный дом") (позаимствованное, то ли из пьесы Ибсена, то ли исходившее от замысла, что песни - музыкальное сопровождение к воображаемому мюзиклу в публичном доме под руководством некой дамы по имени Долл) было отвергнуто после того, как группа "Family" выпустила долгоиграющий диск с похожим названием ("Music In a Doll's House") в том же году.
Для упаковки столь впечатляющего собрания песен Пол Маккартни решил, что необходим соответственно такой же впечатляющий конверт и обратился к нескольким дизайнерам для разработки идей, включая прозрачный футляр с цветной фотографией, который бы показывал, что пластинок было две. В конце концов Пол выбрал гуру поп-арта ричарда Хэмилтона, представшего с замечательным ответом на перегруженную деталями и экстравагантную обложку "Сержанта Пеппера": простой конверт белого цвета, с пятнами от кофейной чашки и яблочного сока, если белое пространство показалось бы слишком "пустым".
Маккартни понравилось предложение "белого" конверта, но он посчитал, что пятна были бы слишком неприемлемыми для покупателей и предпочёл на лицевой части конверта тиснением выдавить название группы: буквально белое на белом. Затем много время ушло на обдумывание точной расстановки слов. К сожалению для Пола, сразу же возникло мнение, что идея белого конверта принадлежит Йоко, ошибка, связанная с тем, что несколько лет в её концертах присутствовало так называемое "белое искусство". Сотруднику фирмы "Apple" Джереми Бэнксу и дизайнеру Гордону Хаузу поручили сделать окончательный "машинный" так сказать образец конверта.
В то время, как Макка настаивает на том, что замысел пронумеровать каждый альбом рассматривался как некое художественное заявление (вроде художественного журнала с ограниченным тиражом), однако Пит Шоттон - друг детства Леннона и менеджер бутика "Apple" - предлагает другую версию. По-видимому Маккартни предложил организовать лотерею рекламного характера для продвижения альбома с использованием "порядковых" номеров, счастливые обладатели выигрывших номеров должны были получить различные фантастические призы. Что, по-видимому, смогло бы помочь продать больше альбомов. Но когда шоттон заметил, что "Битлз" не нуждаются в таких дешёвых уловках, эта идея была отвергнута.
Тем временем, излишне нервный Ричард Хэмилтон решил, что такой минималистский конверт слишком беден для такого "грандиозного явления" как "Битлз" и придумал роскошный плакат с текстами песен и художественным коллажем из фотографий, отчасти из коллекций самих битлов, а отчасти демонстрирующий фотоработы новой любовницы Пола Линды Истмен. Для завершения всего комплекта добавили четыре превосходных новых фотопортрета каждого из четвёрки, выполненных Джоном Келли, представляющих из себя большие глянцевые цветные фотографии. Фотография Леннона стала с этого момента характерным образом этого человека и многие из них люди держали в руках во время поминовения рядом с Дакотой в декабре 1980 года.
Четвёрка также рассматривала беспрецедентный шаг для рекламы альбома в виде нескольких рекламных объявлений по телевидению накануне его выхода в пятницу 22 ноября 1968 года. Предложение заключалось в том, что кто-то из гшруппы (скорее всего Ринго) лично появится на телевидении с короткими фрагментами новых песен. Вместе с этим планировалось пустить по Лондону двухэтажные белые автобусы и гигантский ветровой конус с Главного почтового управления, всё это должно было по замыслу авторов обеспечить первый мультимедийный рекламный натиск для "поп" - альбома за долгие годы до того, как телереклама стала нормой. Пол также планировал и возвращение "Битлз" к концертным выступлениям со съёмками концерта для специальной телепередачи.
Конечно, ничему из этих планов не суждено было сбыться благодаря разногласиям по поводу затрат на эти мероприятия и нарастающей апатии внутри самой группы, но успех альбома "The Beatles" доказал, что подобные меры и не были необходимы для продажи пластинки "Великолепной четвёрки": "Книга рекордов Гинесса" бесстрастно зафиксировала, что альбом является одним из самых быстро продаваемых во все времена, "почти два миллиона" экземпляров за первую неделю продажи в одних только Соединённых Штатах. Однако мысль о специальной телепередаче всё же волновала Mаккартни и в конце концов вылилась в непрерывную схватку со своими друзьями, которой и стал фильм "Let It Be".
Индивидуальный номер каждого альбома с тех пор стал символом престижа и безошибочным показателем в определении его цены. Некоторые источники, правда, утверждают, что на каждый индивидуальный номер якобы существует не один экземпляр,а больше, на 25 отдельных индивидуальных номеров. Однако пока на рынке появлялось очень мало изданий с начальными номерами и ни разу они не дублировались, и вероятней всего каждый номер, действительно, является уникальным.
Экземпляры с начальными номерами выплывали на торги не очень часто, но № 2, например, ранее принадлежавший домовладельцу в 1968 году, был продан в декабре 1990 года. Этот человек вспоминает о визите к Леннону вместе с Энтони Фосетом (в то время личным помощником Леннона) как раз перед выходом альбома. На столе у Леннона лежала пачка ещё не поступивших в продажу пластинок. на вопрос, что это за таинственная белая пачка Леннон ответил вроде: "Возьми себе экземпляр, но не бери с первым номером!" Поэтому гость и взял пластинку под номером 2, что скорее опровергает утверждение о том, что первые четыре экземпляра отдали участникам группы. Магазин "Plastic Wax" из Бристоля в результате продал этото альбом на аукционе за 500 фунтов.
Как оказалось, Джон тоже расстался со своим "прикарманенным" № 1. "Сотби" выставил экземпляр с автографом Ринго на торги в 1985 году в Нью-Йорке и продал его за 715 долларов (550 фунтов) - одну только обложку без дисков.
Номер 6 пока ещё не появлялся на торгах поскольку, как известно, принадлежит помощнику и управляющему "Apple" Нилу Эзпиноллу. Он отрицает, что альбом может стоить дорого, поскольку сильно испорчен. По его словам: "Его нашли отсыревшим у меня в подвале и к тому же испачканным. Он весь слипся от сырости, я открыл его. Он напоминал произведения современного искусства, поэтому я просто поставил его в рамку". Пит Шоттон был счастливым владельцем № 8, в то время как ещё одно бессменное доверенное лицо "Битлз", ныне покойный Дерек Тэйлор, как-то признался, что не может смотреть на свой экземпляр № 9 из-за "разорванной местами" обложки и "поцарапанных пластинок".
Другие известные экземпляры "Белого альбома" продавались крупными аукционными домами: номера 64 и 65 были проданы "Сотби" в 1987 году в Лондоне за всего лишь 280 фунтов за оба экземпляра.
Но слишком многое изменилось в области коллекционирования битловских редкостей по сравнению с 80-ми годами и теперь экземпляры "Белого альбома" с начальными номерами очень сильно возросли в цене. иГрадация цен теперь примерно такова: от 1-го до 10-го номера - от 3-х до 5 тысяч фунтов; от 11-го до 20-го номера - от 2-х тысяч фунтов; от 21-го до 100 - от 1 тысячи фунтов; от 1001 до 5000 от 600 фунтов; и от 5001 до 50000-го от 300 фунтов. Конечно, эти деньги дают за экземпляры в идеальном состоянии и независимо от того стерео он или моно. текущий уровень цен составляет 175 фунтов за монофонический экземпляр в идеальном состоянии и 100 фунтов за стереофонический. К 30-ти летию выхода в свет "Белого альбома" И-Эм-Ай выпустила специальный КД, повторяющий полностью оформление оригинального издания, с тиснением на обложке, индивидуальным номером и прочими приложениями.