THE QUARRYMEN / ПАРНИ ИЗ КВОРРИ
"THAT"LL BE THE DAY"/ "IN SPITE OF ALL THE DANGER"
(7-ми дюймовый диск на 45 об/мин. и 10-ти дюймовый диск на 78 об/мин. - копии ацетатного диска 1958 года, воспроизведённые конверты "Парлофоун", дата выхода: 1981 год)
Цена: каждый от 12000 фунтов
Самой ценной пластинкой в мире является 10-ти дюймовый ацетатный диск с записями "That'll Be the Day" и "In Spite Of All the Danger" группы "Quarry Men". Её записали в 1958 году в небольшой частной студии на Ливерпулской террасе Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон, ударник Колин Хэнтон и пианист Джон Дафф Лоу.
Этот добитловский ансамбль выступал вместе приблизительно год, хотя 1958-ой был не слишком активным в истории группы. За год они появились не более шести раз в ливерпулских танцевальных залах. "Quarry Men" услышал хозяин местного магазина электрических товаров с поэтически-коммерческим сочетанием имени и фамилии Перси Френсис Филлипс (!), располагавший кое-какой аппаратурой для записи и нарезки простейших демонстрационных дисков. Поэтому юные многообещающие рокеры поспешили по адресу Ливерпул L 7 для опробирования технорлогии и послушать как они звучат на пластинке. На самом деле эту услугу, как правило, в том месте рекомендовал музыкантам диск-жокей из клуба "Пещера" Боб Уолер, поскольку оно было единственным в городе, где можно было сделать такие записи.
Cлужба П.Ф. Филлипса по профессиональной записи и производству дисков на поверку оказалась переоборудованной гостиной в викторианском террасированном доме по адресу Кенсингтон 38, фасад которого он использовал для своего магазина. Звуконепроницаемость "студии" обеспечивали толстые одеяла на окнах и дверях, заглушающие шум от автобусов и трамваев, снующих по маршруту А 57. Сам Перси, давний поклонник кантри энд вестерн, не пытался вторгнуться в область звукозаписи, пока не разменял шестой десяток, вдохновившись местным всплеском интереса к стилю кантри энд вестерн. в 1955 году он устроился на курсы в Лондоне, обучаясь основам звукозаписи. Вернулся домой с магнитофоном, усилителем, микрофонами, четырёхканальным микшером и портативным рекордером M.S.S. для нарезки дисков - общей стоимостью 400 фунтов. А первой записанной им групплй стала "Хэнк Уолтерз и Dusty Road Ramblers".
Для своей дебютной записи "Парни из Кворри" предложили две песни: фаворита Бадди Холли "That'll Be the Day" и неповторимое творение Маккартни и Харрисона "In Spite Of All the Danger". Обычно Филлипс сначала записывал группы на магнитофонную плёнку с тем, чтобы они смогли послушать результат записи перед тем, как нарезать шеллаковый диск, но у "Парней из Кворри" были затруднения с наличными, и они оттягивали оплату непомерной суммы в 1 фунт за такую привилегию. У Филлипса росло раздражение (в общем-то он был, скажем так, деловым человеком), поэтому группа выбрала более дешёвый путь и нарезала две песни прямо на диск. Ребята прогнали обе песни по раз каждую, пока Филлипс выставлял на микшире необходимый уровень, после чего группа была готова к записи. Этот метод вызвал некоторые проблемы во время записи хаотичной "In Spite Of All the Danger": поскольку песня достигла 4-х минутного барьера, пишущий штифт приблизился к центру диска, и Филлипс был вынужден поторопить ребят. "Живая" запись выявила и несколько ошибок (пропуск Джоном своих реплик), записанных без всяких поправок.
Конечный продукт обошёлся "Парням из Кворри" несколько дешевле в 17 шиллингов 6 пенни (около 90 пенсов), но квинтет сумел наскрести только 15 шиллингов, поэтому Филлипс хранил диск, пока группа не смогла заплатить остаток суммы. Хрупкий 10-ти дюймовый диск на 78 об/мин. (сопровождался инструкцией: "Проигрывать с помощью облегчённого звукоснимателя", названиями песен от руки, но без названия группы) передавали потом по очереди каждому участнику коллектива для проигрывания родственникам и друзьям. Диск по-видимому транслировался по радио в городке Кросби, где некто Чарлз Робертс, приятель Колина Хэнтона, проигрывал на системе "Tannoy" некоторые современные популярные пластинки.
Дафф Лоу стал последним из группы кому одолжили пластинку, и вскоре он оставил компанию "Парней из Кворри" из-за трудностей, связанных с поисками приличного пианино для выступлений или по каким-то другим причинам. Поскольку передавать пластинку было уже некому, Дафф хранил её, пока "Парни из Кворри" не превратились в самую знаменитую поп-группу на планете. Диск оставался на дне ящика для носок добрых лет двадцать в старомодном конверте "Парлофоун".
Дафф изредка вынимал диск из его спального места, проигрывая родственникам и друзьям как наполовину забытую новинку. "Я не обращался с ним слишком бережно", - рассказывает Дафф. "Моя жена говорит, что когда мы уезжали на отдых, то она убирала пластинку куда-нибудь подальше в безопасное место, но я этого никогда не знал, очевидно, она понимала её ценность больше, чем я". С появлением интереса к истории "Битлз" в конце 70-х годов, Лоу в 1981 году обратился к нескольким торговцам с предложением продать ценный диск. Ему посоветовали обратиться к администрации "Сотби", который в то время занимался подготовкой аукциона, посвящённого истории рок-н-ролла. Однако реклама и ажиотаж, окружающие аукцион, не на шутку встревожили юристов Пола Маккартни и в результате диск частным образом достался Макке за неназванную сумму. Сколько господин Маккартни заплатил за привилегию останется "между мной и Полом", заявил после сделки Лоу. Она предусматривала юридическое согласие, запрещавшее Лоу воспроизводить песню "In Spite Of All the Danger", её текст, исполнять её на концертах и даже публично обсуждать песню в любой форме в течение пятнадцати лет.
Как только сэр Пол стал обладателем диска, он решил отреставрировать записи для своего личного пользования. Операция проходила в комнате № 13 в Эбби-роуд - небольшой студии на задворках знаменитого комплекса на Сейнт-Джонс-вуд, где осуществлялось большинство реставрационных работ. Задача была крайне трудной, поскольку частые проигрывания диска другими "Парнями из Кворри" (и сотрудниками в Литтлвудсе) превратили его звучание, будто его "крутили с помощью шестидюймового гвоздя".
Поместив диск на демонстрационный проигрыватель, инженеры "Эбби-роуд" использовали все технические новинки, находившиеся в их распоряжении для получения, как можно лучшего воспроизведения на плёнке. Его даже проигрывали назад, пытаясь получить более чистый сигнал. Пропускание его через системы шумоподавления и подавления щелчков только ухудшили качество звучания и в результате его отреставрировали в своём первоначальном состоянии, с небольшим добавлениям экввалайзера* для баланса звукового уровня между двумя песнями.
Пол хотел сделать частное издание биска, точно воспроизводящего оригинал на 10-ти дюймовой копии на 78 об/мин. Он даже хотел воспроизвести запись именно на шеллаковом диске, а не на обычном виниле и послал мастер-ленту на независимый завод Орлэйк в Дагенхеме в графстве Эссекс. Как и все другие заводы грампластинок, Орлэйк в начале 60-х годов прекратил выпускать шеллаковые диски, но там оставалось небольшое количество этого сырья. Экземпляры "That'll Be the Day/ In Spite Of All the Danger" печатали до тех пор, пока оно не кончилось: успели наштамповать пару десятков таких же хрупких, как и старинные диски на 78 об/мин.
В то же время у Пола было такое же количество виниловых семидюймовых "сорокапяток" отпечатанных на заводе. Лейблы на обеих версиях - фотографические воспроизведения рукописного оригинала, на котором не упоминается название группы "Quarry Men". Старенький конверт "Парлофоун" тоже воспроизвели, изменив на "семёрке" разве что скорость на 45 об/мин.
Как только проект был завершён, все материалы, использованные для тиражирования диска, были изъяты, а все дефектные экземпляры уничтожены. Позже Маккартни организовал доставку 50 экземпляров "That'll Be the Day/In Spite Og All the Danger" в качестве рождественских подарков небольшому кругу родственников и друзей (можно догадаться, кто были двое из них). Остаток заперли в сейф.
Четырнадцать лет эти записи слушал только избранный круг людей. За исключением небольшого фрагмента, когда "That'll Be the Day" появилась в документальном телевизионном фильме "Подлинная история Бадди Холли" (продюсер Маккартни), как часть серии "Arena" в сентябре 1985 года (а позднее изданной на видео).
Ситуация практически не менялась до 1995 года и выхода широко разрекламированного альбома "Beatles Athology I", в который вошли обе записи отреставрированные цифровым методом. Однако версия "In Spite Of All the Danger" на "Первой антологии" выходит обрезанной до 2:44, что кажется весьма странным, поскольку первоначальная запись достигала ведь почти четырёх минут. Возможно, авторы проекта таким образом хотели сделать запись более приятной для современных слушателей? Ну, а может быть Маккартни и Харрисон застеснялись своей неуверенной подростковой игры на гитарах? В любом случае, это известно только тем немногим адресатам сэра Маккартни, да двум бывшим участникам "Quarry Men". Как бы там ни было, но это небольшое отличие и делает оригинал Маккартни и все его воспроизведения, как редкими так и крайне ценными.