Возрождение виниловой культуры в России
Во многих СМИ прошла информация, будто Апрелевский завод грампластинок, в 2002 году признанный банкротом, возобновляет свою работу.
Массовое производство виниловых пластинок в России было остановлено в 1995 году. Формат явно уступал цифровому в бытовом плане, например в хранении и переноске, но не в качестве звука. Всё имущество завода было распродано на аукционах. Виниловые диски практически исчезли в начале 2000-х годов. Между тем, в 2006 году лондонские звукозаписывающие студии объявили о росте спроса на винил. Многие независимые лейблы и альтернативные группы увеличили прежде ограниченный выпуск виниловых дисков. Сейчас многие известные исполнители выпуская очередной релиз стараются издать его в том числе на виниле.
Второе дыхание пластинке решил дать петербургский лейбл Lilith records совместно с итальянской компанией Abraxas records, которые выкупили на Апрелевке остатки оборудования. Уже в феврале ожидаются первые тиражи современного российского винила. Фабрика виниловых пластинок «Апрелевка» планируется недалеко от корпусов бывшего Апрелевского завода грампластинок, который в СССР входил в состав звукозаписывающей фирмы «Мелодия».
Фабрику грампластинок, которую уже трижды за последние десять лет пытались оживить, основал в 1910 году предприниматель Готлиб Моль. Под маркой “Метрополь-рекорд” фирма выпускала около сотни пластинок в месяц. Шеллачное сырье для их изготовления — смолу, выделяемую тропическими насекомыми, - привозили из Индии. В 1917-м фирму передали под управление рабочих. Культурная революция 1930-х превратила фабрику в индустриальный гигант. Апрелевские пластинки крутились по всем патефонам необъятной страны. Сам патефон стал неотъемлемой частью советского быта, пластинок требовалось все больше. Накануне войны завод печатал 19 миллионов дисков в год. В Апрелевке записывались такие личности, как В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.К. Жуков, С.М. Буденный, Фидель Кастро. В СССР Апрелевский завод грампластинок, по сути, являлся монополистом. После войны завод выпускал до 70 миллионов пластинок в год.
С появлением магнитофона спрос на винил снижался, тиражи падали. Для того, чтобы переписывать музыку на магнитофонную ленту, не нужны были заводы-гиганты. Приближалась эра CD. Титаник музыкальной индустрии СССР пошел ко дну. Если в Европе массовое производство виниловых дисков прекратилось в 1991 году, то России его остановили в 1995-м. В какой-то момент показалось, что заводу помогут потомки Молля, живущие в Германии. Его внук не так давно приезжал в Апрелевку, поразился размаху, но от предложения поучаствовать в бизнесе отказался.
Скептики не очень верят в возрождение производства винила в России. Хотя на территории страны сейчас нет предприятий, выпускающих виниловые диски, но и спрос не велик. Основными потребителями винила являются коллекционеры, ди-джеи, музыканты. Вероятнее всего, проект свернется к печати под заказ маленьких тиражей (100—300 пластинок). Что касается коллекционеров, то они скорее предпочтут приобрести оригинальную пластинку, выпущенную в 40-е или 60-е годы, чем ее переиздание. Для них важной составляющей прослушивания музыки остается сам ритуал: достать пластинку из конверта, поставить на винтажную или просто качественную вертушку и, наконец, насладиться звуком.
Но нельзя отрицать, что ставшие не так давно предметом коллекционирования пластинки снова проникли в современную культуру.
Сейчас виниловые пластинки (или LP) вновь получают признание, о чем свидетельствует рост их продаж на фоне падения продаж легальных CD. Пластинки сейчас выпускают во многих странах, но самый крупный и недорогой завод находится в Чехии. Грампластинки современных отечественных исполнителей в основном также печатаются в Чехии.
Порадует ли слушателя знаменитый завод в Апрелевке к своему 100-летию, вернется ли в Россию пластинка, более полувека радовавшая меломанов качественным звуком, и чем обернется попытка пробудить спящего промышленного гиганта, станет ясно уже этой весной.