Звуковой барьер - ПРОДАЖА ПЛАСТИНОК И ДРУГОГО МУЗЫКАЛЬНОГО АНТИКВАРИАТА. Магазин виниловых пластинок
logo Купить подарочный сертификат
 
ВКонтакте

ПРОДАЖА ПЛАСТИНОК И ДРУГОГО МУЗЫКАЛЬНОГО АНТИКВАРИАТА

Как правило, если коллекционер по-настоящему втянулся в собирательство, то он не помышляет о продаже своей коллекции, однако, ему не помешает знать примерную цену своего собрания, как с точки зрения произведённых затрат, будущих инвестиций, так и страхования.

Если всё же обстоятельства сложились так, что коллекцию необходимо продать, то существует ряд апробированных методов. Но прежде в этом случае коллекционеру необходимо определиться какая процедура для него наиболее подходящая.

Например, кто-то выберет быструю продажу по низким це-нам, предлагая покупателю оптовые или количественные скидки. Другие предпочтут путь продажи по отдельности частным коллек-ционерам, связанный как с получением высокой прибыли, так и с более значительными затратами времени. Всё зависит от ваших приоритетов: либо деньги, либо время.

Хотя путеводители по ценам и могут дать конкретную информацию о стоимости той или иной единицы вашей коллекции, всё же не обольщайтесь, что сумеете получить точно такую же цену при продаже. Впрочем, случается, что и выше. Что касается продажи, то главное в этом непростом деле – наличие свежей информации, которая складывается из личных контактов с другими коллекционерами и торговцами, перепродающими пластинки, журнальных и других публикаций, анализа комиссионной торговли, а в Западной Европе и США из посещения крупных аукционных домов и просмотра их каталогов.

Личные контакты – наиболее удачный путь, позволяющий продать нечто, как можно ближе к сложившейся на рынке цене или соответствующей цене, отражённой в путеводителе и наиболее быстро по времени. Если вы общаетесь непосредственно с заинтересованным коллекционером, то вам будет легче продать свой материал по максимальным ценам, указанным в различных путеводителях. Чем чаще вы общаетесь с другими коллекционерами, тем легче вам будет завязать контакты с вашими потенциальными клиентами. И чем дольше вы занимаетесь своим увлечением, тем больше будет ваша база данных для обмена или продажи вашей коллекции.

Другим достаточно эффективным путём может быть размещение объявлений в специализированной музыкальной прессе.

ОСНОВНЫЕ АУКЦИОННЫЕ ДОМА

Несколько крупных аукционных домов регулярно проводят аукционы рок-музыкального антиквариата, а порой устраивают распродажу предметов, связанных с «Битлз».

Когда вы предоставляете предметы для аукциона, вы воз-можно обнаружите, что предлагаемая цена значительно выше той, которую вы смогли бы выручить самостоятельно. Однако не слишком обольщайтесь декларируемыми ценами. Чистая прибыль торговца будет значительно ниже с учётом комиссионных (как правило от 10 до 15 %), страховки (пока ваш товар хранится в аукционном доме) и также платы непосредственно за хранение.

Однако, если предлагаемая цена достаточно высока возможно получить больше, чем ожидалось, даже после вычета комиссионных аукционного дома.

Также как на рынке и на аукционах в журналах поклонников, торговцы могут устанавливать минимальную цену или «заранее оговорить» гарантии, что предмет продадут либо по этой минимальной цене или не будут продавать вовсе.

Важным фактором является подходящее время. Когда «Битлз» или отдельные участники группы выходят на первый план в СМИ, активность торговцев и цены возрастают. Например, в конце 1989 и начале 1990-го, в 2003 и в 2004-х гг., когда Пол Маккартни активно рекламировал свои предстоящие концертные турне, был зафиксирован всплеск продажи антиквариата, связанного с Маккартни.

По официальным данным большинство аукционных домов предпочитают иметь дело с антиквариатом, не связанным с пластинками. Когда вы в первый раз обращаетесь к ним, узнайте о том, что вы хотите продать, подойдёт ли это их клиентуре.

Список следующих хорошо известных домов, устраивающих регулярные аукционы рок-музыкального антиквариата:

Butterfield & Butterfield (7601 Sunset, Los Angeles, CA 90046. 1-213 850-7500)

Christie’s (219 E. 67th St., New York, NY 10021. 1-212 606-0400)

Guernsey’s (108 E. 73th St., New York, NY 10021. 1-212 794-2280)

Phillips (406 E. 79th St., New York, NY 10021. 1-212 570-4830)

Sotheby’s (1334 York Avenue, New Your, NY 10021. 1-212 606-7000)

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ – СОСТОЯНИЕ ДИСКА

За последние годы большинство коллекционеров сосредоточило своё внимание на состоянии дисков. И теперь, как никогда, фактор состояния вышел на первый план.

В основном этот фактор становится решающим при продаже каких-то коллекционных предметов коллекционерам.

Для некоторых из них состояние лота важнее, чем его рари-тетность. С нашей точки зрения это относится в основном к разно-образным коммерческим изданиям дисков. Такое отношение яви-лось результатом повышения ценности – и финансовой и исторической – тех предметов, которые находятся в хорошей сохранности.

Для отражения такого состояния была расширена градация цен в зависимости от состояния «VG» («Очень Хорошее») и «NM» («Почти Идеальное») экземпляра одного и того же названия. По сравнению с 1980-ми годами в конце 1990-х годов ХХ века цены на предметы выросли от 10 до 20 процентов.

Коллекционеры очень быстро поняли, как трудно найти старые пластинки в состоянии близкому к идеальному.

Эксперты приводят пример с тиражом 1967 года в США альбома “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. По официальному заявлению фирмы “Capitol” в 1987 году продажа внутри страны этого альбома достигла 6 миллионов. Около половины из них составили экземпляры первого тиража, проданного в течение года после выхода.

Приблизительно три миллиона экземпляров было продано в 1967-68 годах и не удивительно, что они широко распространены. Экземпляры первого тиража этого альбома можно найти в бесчис-ленных музыкальных магазинах, торгующих антикварной продукцией или в списках музыкальных изданий.

Тем не менее, искушённые торговцы сообщают, что за последние двадцать лет были проверены сотни экземпляров, и в идеальном состоянии было найдено небольшое количество экземпляров в действительно идеальном состоянии, да и то большинство из них были запечатаны в защитный целлофан на заводе.

Эксперт Перри Кокс рассказывает, что за исключением пары настоящих запечатанных на заводе экземпляров, он обнаружил только один «Сержанта Пеппера» в идеальном состоянии, хотя просмотрел их сотни. «Быть может пара экземпляров и была близка, но не к идеалу. Остальные колебались от «очень хорошего» состояния до совершенно «убитых».

Конечно, невозможно оценить каждую битловскую пластинку, руководствуясь разными градациями состояния. Тем не менее, эта таблица является своего рода прогнозом в определении состояния первых тиражей дисков «Битлз» 1960-х годов, которые, возможно, ещё будут обнаружены.

  • Приблизительно 60% будут “хорошими” или хуже.
  • Приблизительно 30% будут хуже “очень хорошего” со-стояния.
  • Приблизительно 7% будут лучше “очень хорошего” со-стояния.
  • Приблизительно 2% будут “почти идеального” состояния.
  • И только 1% будет в “идеальном” состоянии.

По иронии, недоступность дисков “Битлз” в идеальном состоянии напрямую зависит от их огромной популярности. Покупатели, а ими были на Западе в основном подростки, покупавшие миллионы дисков в 1960-е годы, в голове которых крутилась только одна мысль – заиграть их до дыр.

ОБЛОЖКИ И НАКЛЕЙКИ

Отпечатанные типографским способом наклейки, которые крепятся или на картонную обложку или на внешнюю защитную оболочку обычно использовались в целях рекламы. Часто эти на-клейки сообщают, для привлечения внимания покупателей, о включении в издание определённых песен, которые хотят продать. Наклейки также могут информировать потенциальных покупателей о дополнительных приложениях к изданию, например, фотографиях, которые упакованы внутри конверта, плакатах и т.п.

РАРИТЕТНОСТЬ И СПРОС

Для определения истинной цены какого-нибудь издания необходимо два компонента, на которых базируется цена, это раритетность и спрос.

Блестящим примером издания, которое объединяет высокую степень раритетности и огромный спрос, является сингл на 45 об./мин. “My Bonnie/ The Saints” (Decca 31382) Тони Шеридана и группы “Beat Brothers”.

Это первое издание, появившееся в США, на котором можно услышать «Битлз», указанных тогда на этикетке как группа “Beat Brothers” .

Из-за крайне ограниченного эфира, было продано только незначительное количество экземпляров, поэтому этот сингл не попал ни в один солидный хит-парад и является крайне редким. Несколько эпизодически появляющихся экземпляров - те (с розовой этикеткой), которые в самом начале послали для рекламных целей на радиостанции.

А поскольку каждый коллекционер пластинок «Битлз» желает обладать этим важным диском, спрос на него действительно огро-мен.

В этом случае сумма, состоящая из раритетности и спроса равна стоимости в долларах, которая, несомненно, будет исчисляться в тысячах.

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЦЕНА

  • Средние цены предоставлены действующей сетью коллекционеров и торговцев.
  • А также из каталогов, списков для продаж и результатов аукционов.
  • Продаж, совершённых на съездах коллекционеров пластинок.
  • Собственного опыта по покупке и продаже музыкального антиквариата на основании постоянных записей.

СТЕПЕНИ СОСТОЯНИЯ И ЦЕНОВЫЕ ПРЕДЕЛЫ

Как правило, цены, указываемые в большинстве дискографических путеводителях, подразделяются на три степени состояния дисков и конвертов: ХОРОШЕЕ, ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ и ПОЧТИ ИДЕАЛЬНОЕ. Цена хорошего состояния указывается в путеводителях, как правило, только для наиболее ценных экземпляров.

Определение степени состояния, к сожалению, не является точной наукой. Трудно выработать единые критерии оценки состояния дисков. Что хуже - 10 небольших и неглубоких царапин или одна длинная и глубокая. Диск может быть играбельным, с царапинами, а может быть чистым, но искривлённым или скакать из-за повреждения бороздок, хотя и невидимых для глаз. Проблема заключается в выборе терминологии, которой пользуются коллекционеры для описания дефектов. Например, одна и та же царапина на одном и том же диске кем-то может быть названа как незначительная и неглубокая. Кто-то может назвать её лёгкой, и небольшой. А кто-то поверхностной.

Но вопрос определения степени состояния осложняется тем, что незначительная царапина для одного может быть большим дефектом для другого. Такие различия в оценках лучше всего говорят в поддержку практики, когда покупателям гарантируется удовлетворение вероятных претензий с их стороны.

ЦЕНЫ НА ОТДЕЛЬНЫЕ КОНВЕРТЫ И ОБЛОЖКИ

Конверты с картинками, сопровождающие “сорокапятки”, выпускались в ограниченных количествах и, как правило, использовались во время выпуска диска. Сам по себе диск может оставаться в производстве довольно долго после прекращения производства его конверта с картинкой.

Благодаря ограниченному времени производства, слабости бумажного конверта и неблагоприятных условий хранения, многие из них оказывались выброшенными в мусор, приколотыми, приклеенными или прилепленными на стенах, большинство конвертов становится гораздо более редкими, чем сами диски.

И поэтому не удивительно, что конверты с картинками часто являются гораздо ценнее, чем содержащиеся в них диски, особенно от изданий 1950-х 60-х годов.

В отличие от “сорокапяток”-синглов, которые как правило продавались в простых, часто без картинок, бумажных конвертах, встретить на рынке долгоиграющие “сорокапятки” или долгоиг-рающие диски без специального конверта почти невозможно.

Таким образом цена конверта долгоиграющей “сорокапятки” вычисляется также как за конверт долгоиграющего диска – общая оценка стоимости в равной степени делится между диском и обложкой.

Существуют, конечно, исключения, когда что-то является уни-кальным или диск или обложка (например, альтернативный конверт для альбома “Yesterday and Today”) стал причиной для диспропорции в цене диска и конверта.

РЕКЛАМНЫЕ ДИСКИ И КОНВЕРТЫ

Компании грамзаписи всегда зависели от СМИ, рекламирую-щих их продукцию. Радиостанции с их музыкальными форматами можно было бы охарактеризовать, как непрерывные источники рекламы, где или проигрывают песни, которые они рекламируют или гонят рекламу для соответствующих спонсоров. До середины 80-х годов, радио оставалось единственным самым важным рекламным инструментом для индустрии грамзаписи. Однако за последние десять лет сложившийся порядок был нарушен и видеоклипы, снимаемые для телевидения, стали такими же важными для фирм грамзаписи.

За полвека большинство компаний грамзаписи сделали отдельные тиражи особо маркированных дисков, специально для сугубо рекламных целей. В отличие от коммерческих экземпляров или «для склада-магазина», они, как правило, помечались надписями: “Promotion Copy” («Рекламный экземпляр»), Dee Jay Copy” («Экземпляр для диск-жокея»), “Not For Sale” («Не для продажи»), “Preview Copy” («Экземпляр для рецензентов»), “Promotional Use Only” («Только для использования в рекламных целях») и т.д. и т.п.

Ряд компаний пользуется особым цветом и/или оформлением лейблов для идентификации рекламных экземпляров. Изредка рекламные экземпляры из цветного винила делали для реализации того, что есть только на коммерческих тиражах чёрного винила. Существуют также диски с картинкой, с записанными интервью известных артистов, фотографиями, биографиями, дискографиями и бесчисленным количеством разных причиндалов.

В 60-е годы крупные радиостанции еженедельно постоянно получали сотни новых поступлений. Для привлечения внимания к прослушиваемой записи использовалось бесконечное количество разнообразных ухищрений.

С появлением формата 12-ти дюймового сингла в середине 70-х годов, многие компании стали также делать и 12-ти дюймовые рекламные экземпляры (promos). Этот формат оказался очень популярным благодаря улучшенному качеству звучания.

То же самое можно сказать и об относительно новом стандарте, появившемся в середине 80-х годов, компакт-дисках, чьи рекламные экземпляры используются теперь всей индустрией грамзаписи. Что касается лейблов на таких рекламных изданиях компакт-дисков, то они даже более творческие, как и их рекламная упаковка, некоторые из которых совершенно изощрённы и экстравагантны.

ОБОЗНАЧЕННЫЕ РЕКЛАМНЫЕ ДИСКИ

Иногда попадаются экземпляры коммерческих синглов с указаниями рекламного характера, отштампованными (резиной или механически), наклеенными или написанными от руки, непосредственно на самом лейбле или на конверте диска. Они могли использоваться тогда, когда экземпляры стандартных промо-дисков были недоступны. В среде коллекционеров их называют «обозначенные промо-диски».

Единственным, необычным вариантом такого промо-диска бывает вариант, когда или отверстие или надпись (как правило, на английском языке “FREE” или “PROMO”) просверлено или от-штамповано прямо на конверте. Всё это делается для того, чтобы не дать промо-дискам продаваться в розничной торговле.

Такие промо-диски обычно более привлекательны, чем привычные коммерческие экземпляры. Число промо-дисков невелико, и они очень популярны среди коллекционеров. Цены на них в общем от 25% до 50-ти выше, чем на коммерческие экземпляры дисков с таким же названием, хотя отдельные экземпляры могут стоить дороже и в два раза.

Конверты, отмеченные указанием «промо», имеющие просто пробитое отверстие или отметку на одном из краёв действительно являются обозначенными промо-изданиями. В том случае, если у промо-издания отверстие или отметка самопального, т.е. незаконного производства, то тогда цена такого диска приблизительно равна коммерческому изданию под тем же названием. В лучшем случае она будет несколько выше.

КАК ЗАВОДСКОЙ БРАК ВЛИЯЕТ НА ЦЕНУ ДИСКОВ

На аудиоизданиях встречается довольно много ошибок или несуразностей: например, указание неверной скорости на диске, ошибочные лейблы, лейблы, переставленные местами, нарушение последовательности записей, добавление или отсутствие неуказанных песен или музыка совершенно другого артиста.

Конверты альбомов также грешат ошибками: напечатаны вверх ногами, задом наперёд, изменены местами или совершенно не соответствуют альбому.

Возможностей для ошибок столь много, и они бывают столь элементарны, поэтому цены на издания с такими ошибками не растут.

В отличие от почтовых марок и монет, на которых ошибки так редки, что когда они попадаются подобное является большим событием среди филателистов или нумизматов. На дисках ошибок встречается порой так много, что это делает их гораздо менее при-влекательными для филофонистов.

Цены обычно устанавливаются, принимая во внимание (учитывая), значение ошибки на рекламном промо-экземпляре, если таковая существует, объединяясь с общим влиянием на предмет, созданный такой ошибкой.

ЗАЩИТА КОНВЕРТА

До середины 60-х гг. альбомы не запечатывались в защит-ную пластиковую упаковку, как в последние 35 лет. До середины 60-х гг. большинство альбомов продавалось без защитной упаковки, хотя многие наиболее проницательные розничные торговцы помещали диски в пластиковые пакеты. Некоторые, сверх экономные магазины, забирали пакеты в момент выбора диска клиентом. Другие, наоборот снабжали покупателей в дорогу пакетами, многократного использования, для дисков.

Картонные конверты альбомов и внутренние пакеты предназначались для защиты диска от повреждений, но в то время защищать сами конверты производители пластинок ещё не додумались. С появлением на конвертах долгоиграющих дисков дизайна и графики таких же привлекательных и интересных, как и сама музыка, покупатели пожелали сохранять в хорошем состоянии свои 12-ти дюймовые произведения искусства.

Начиная с середины 60-х гг., большинство американских альбомов запечатывалось на заводе в пластик – процесс известный под названием «сжатая упаковка». Соответственно названный, пластиковая плёнка сжимается после разогрева, плотно оборачиваясь вокруг конверта.

Существуют и другие способы защиты конвертов пластиком – полиэтилен, самый известный, но большинство помещается в сжатую упаковку.

Коллекционеры, как правило, ценят диски в сжатой упаковке. Подобно монетам, никогда не находившимся в обращении, диск - в сжатой упаковке - известный также как «плотно запечатанный» или «закрытый на заводе» гарантирует, что его содержимое никогда не держали в руках, а также находится в том же состоянии, когда его оставили на заводе.

И естественно цена запечатанного экземпляра в ИДЕАЛЬ-НОМ СОСТОЯНИИ без видимого брака явно выше, чем экземпляр того же названия в ПОЧТИ ИДЕАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ. Обратите внимание на то, что даже запечатанные диски подвергаются повреждениям от неправильного обращения.

Возможно, кто-то будет озабочен тем, что внутри запеча-танного альбома будет находиться не тот диск, который ему нужен. Представьте себе состояние покупателя, обнаружившего после вскрытия защитной упаковки, вместо редкого диска «Битлз», какой-нибудь диск Пэта Буна, Майкла Джексона или, туши свет, Аллы Пугачёвой.

К сожалению, нет чёткого способа для определения под-линности заводской защитной упаковки альбома. Тем не менее, некоторые диски покупаются в момент их официального выхода с единственной целью – сохранить запечатанными и сделать выгод-ные денежные инвестиции, если, конечно, угадаете на какого арти-ста сделать ставку. Некоторые коллекционеры покупают два-три экземпляра одного и того же названия: один для эксплуатации, а другие для архива.

Следующие советы, возможно, помогут, особенно неопытным собирателям, определить подлинность запечатанных долгоиграющих дисков и мини-альбомов:

Конверт под прозрачной защитной упаковкой должен вы-глядеть по состоянию таким же новым по всей поверхности.

Даже запечатанные конверты могут подвергаться повреждениям, а платить дополнительные деньги за запечатанный экземпляр, который уже упал в цене, никого особенно не обрадует.

Обе стороны щели, куда вставляют и откуда вынимают диск, должны быть без повреждений. Признаки перемещения диска и царапины должны настораживать покупателя. Одним словом – изучайте диски глазами.

Наклейки для привлечения внимания покупателей на за-щитной упаковке – признак того, что изделие было запечатано на заводе. Наклейки с ценами, которыми снабжают изделие в магазине, тоже может быть обнаружено на защитной упаковке. Розничная цена на этих наклейках-стикерах также может подтвердить время выхода диска. Известно, что альбомы в 60-е годы стоили в США приблизительно три доллара: 2.89, 2.99 и т.д. за монофонический альбом и на один доллар дороже за стереофонический.

Теперь многие независимые розничные торговцы дисками располагают собственными упаковочными машинками. И хотя их цель, как правило, перепаковать альбомы для уменьшения их износа при торговле, тем не менее, нельзя не замечать тот факт, что запечатанные диски не всегда могут иметь заводскую упаковку. В общем, если сомневаетесь, ищите помощи для определения их подлинности у экспертов.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ДИСКОВ В ЗАПЕЧАТАННЫХ АЛЬБОМАХ

Многие долгоиграющие диски фирмы «Кэпитол» в 60-е годы выходили с защитным цветным бумажным внутренним паке-том или вкладкой. Обычно на таких вкладках помещалась реклама текущей продукции «Кэпитол», особенно информация о других изданиях дисков «Битлз».

Встречаются разноцветные внутренние пакеты: голубые, красные, зелёные, коричневые и жёлтые.

Край такого внутреннего пакета обычно виден через прозрачную защитную плёнку, если смотреть с той стороны, где конверт открывается. Если пакета не видно, слегка постучите открытой стороной по чему-нибудь твёрдому, ровная поверхность будет двигаться к краю. Стучите аккуратно, поскольку из-за сильной встряски острый край диска может прорвать и внутренний пакет и защитную прозрачную плёнку.

Обратите внимание на цвет внутреннего пакета-вкладки, который поможет определить вам подлинные ли это стереофонические экземпляры или нет. Если вкладка цветная, то ваши шансы, что такой экземпляр подлинный, в этом случае составят почти сто процентов.

Существуют и некоторые другие детали, такие как разные варианты конвертов и прочие, которые также помогут определить первые тиражи дисков, но такая подробная информация скрыта в различных дискографических путеводителях.

Конечно, не все альбомы имели цветную вкладку. Неко-торые выпускались с обычными вкладками белого цвета, другие – с характерными вкладками фирмы «Кэпитол». И единственным способом подтвердить или опровергнуть их подлинность открыть их и заглянуть внутрь.

Ниже приводится последовательность желательных действий, когда покупатель частично открывает запечатанный диск:

  1. Положите небольшой фрагмент прочной прозрачной целлофановой плёнки на открытую сторону конверта, на расстоянии около 10 сантиметров от верхнего угла.
  2. Сделайте приблизительно тоже и на том же расстоянии от нижнего угла. (Для мини-диска сократите расстояние пропорционально).
  3. Между двумя фрагментами плёнки расстояние будет около 15 сантиметров. При помощи перочинного ножика или лезвия надрежьте один край защитной плёнки.
  4. В хорошо освещённом месте (лучше солнечным све-том) осторожно вытяните диск из открытой стороны конверта и посмотрите на лейбл.

У альбомов, упакованных во внутренние пакеты, которые не имеют круглого отверстия в середине, осторожно надрежьте открытый край внутреннего пакета для осмотра лейбла диска.

Для того чтобы определить детали дизайна на лейбле коллекционерам следует обращаться к дискографическим путеводителям или специальным статьям по этим вопросам.

Подобные действия необходимы особенно со стереофоническими долгоиграющими дисками фирмы «Кэпитол», которые не упаковывались в цветные внутренние пакеты, поскольку оставались доступными долгие годы. Большинство же названий дисков в 60-е гг. в оригинале выпускались на лейбле чёрного цвета с многоцветной окантовкой по его периметру, который девять раз подвергался изменениям.

Для того, чтобы исключить всякие сомнения относительно подлинности необходимо проверить диск на переиздание. Это вполне разумное действие, поскольку любой из четырёх переизданных возможно будет упакован в подлинный конверт.

Что касается монофонических экземпляров, то с ними проще, они просто не переиздавались. Первый тираж таких дисков тоже не сложно определить, поскольку все монофонические долгоиграющие диски «Битлз» в США относятся к первым тиражам. В СССР в 70-е-80-е гг. XX века среди мелких розничных торговцев обладать стереофоническим диском считалось более выгодным, поскольку продать его было легче. А так как торговля зарубежными или «фирменными» дисками осуществлялась нелегально, «с рук», то некоторые торговцы старательно замазывали, затирали, выскабливали, удаляли указание на лейбле, что диск является монофоническим, рассчитывая на невнимательность и некомпетентность потенциаль-ного покупателя.

Важным также является понимание необходимости про-верки «запечатанных» альбомов. Поскольку их стоимость выше от 2-х до 5-ти раз альбомов того же названия в ПОЧТИ ИДЕАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ. Небольшая исследовательская работа может стать для вас наилучшим вложением денег.

Понятное дело, что некоторые альбомы у разных фирм попадаются реже, чем другие. Тоже самое и с запечатанными альбомами. Например, среди пластинок фирмы «Кэпитол» запечатанными трудно найти следующие альбомы: “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”, “Meet the Beatles”, “The Beatles’ Second Album” и “Magical Mystery Tour”.

Конечно, битловские альбомы, изданные в США в 60-е гг. на других лейблах – “Vee Jay”, “Atco”, “MGM” и некоторых других – найти очень трудно, и они быстро растут в цене.

Интерес к коллекционированию подлинных запечатанных дисков продолжает стремительно расти. Запечатанные экземпляры являются первичными, будь то диски или другие объекты битловского антиквариата.

МЕЛКИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАЗЛИЧИЯ

За редким исключением этот материал не является документальным и оценивает предметы даже с незначительными вариациями лейблов: небольшие изменения в размере и весе, незначительные модификации при издании, небольшие отличия в оттенках цвета и т.д. Большинство отличий этого типа не влияют на цену и являются всего лишь результатом производственного процесса на разных заводах. А вот большие или малые различия, влияющие на цену диска, как раз подробно рассматриваются в разнообразных дискографических путеводителях по ценам.

УЦЕНКА

Когда продажа начинает падать и доходы сокращаются, диск могут исключить из каталога фирмы. А когда производство прекращается, то распространители и розничные торговцы, как правило, располагают особым периодом времени в течение которого они могут вернуть свои нераспроданные запасы или «остатки» для расчета.

Компания затем имеет право обозначить такие пластинки как «уценённые», которые перевозятся обычно в специальные «уценённые отделы» или склады и продаются со значительными скидками.

У фирм грамзаписи существует несколько способов делать уценку дисков. Самой распространённой меткой у долгоиграющих дисков бывает надрез-насечка в углу, обычно в верхнем, но не всегда. Они встречаются в левой нижней части конверта и в правой верхней части конверта. Другие вообще могут совсем срезать угол конверта под углом 45 градусов или прилепить на него наклейку с указанием уценки.

Если у таких дисков существуют явные признаки уценки, то многие альбомы проходят через уценочный цикл без видимых изменений и для таких дисков единственным признаком является снижение цены.

В конце 50-х гг. до середины 70-х, такие отделы или склады с уценёнными дисками были очень популярны среди покупателей синглов-сорокапяток. Можно было купить совершенно новый, порой малоизвестный диск всего за 50 центов. Синглы «Битлз» редко оказывались в отделе с уценённым товаром, после чего большинство продавалось уже по розничным ценам.

Синглы, продавшиеся как уценённые, как правило, маркировались пробиванием небольшого отверстия прямо сквозь лейбл диска. Такое отверстие называется “BB”, поскольку диск пробивался специальным пистолетом “BB”, размеры отверстия колеблются от булавочного ушка до толстого карандаша.

Другие диски встречаются с лейблом, на котором стоит штамп уценки. Подобные пластинки, фирмы «Мелодия», часто встречаются в России.

С точки зрения коллекционера, диск без отметок уценки обычно ценнее, чем с такой отметкой.

Цены на такие диски очень сильно расходятся в зависимости от продолжительности времени, продажи в магазине, перед тем как продать остатки по дешёвке. Такие диски, продававшиеся лишь короткое время, перед тем как переводились в отделы уценённых пластинок, могут стоить вдвое или трое дороже, чем уценённые диски.

Что касается синглов, немногие альбомы «Битлз» попадали в уценку. Большинство относящихся к уценённым дискам –это сольные пластинки битлов или бесконечные переиздания небольших лейьлов или долгоиграющие диски с интервью.

АВТОГРАФЫ «БИТЛЗ»

Одной из наиболее специализированных областей коллек-ционирования предметов, связанных с «Битлз», является коллекционирование автографов. Буквально всё, подписанное кем-нибудь из участников группы, не говоря уже обо всей «Великолепной четвёрки», имеет огромную ценность. Автографы уникальны тем, что они часто фиксируют незабываемые мгновения времени, когда поклонник повстречал и получил автограф у объекта своего поклонения.

К сожалению, рынок не испытывает недостатка в фальшивых автографах «Битлз». Каким же образом можно определить подлинность автографа?

Автографы «Битлз» делятся, по крайней мере, на три больших категории.

Автографы, которые являются несомненно подлинными.

Подлинными во всех отношениях, могут быть автографы, подписанные группой в 60-е гг. или после их распада кем-нибудь из отдельных участников.

Факсимиле, выполненные членами битловской команды, в чьи обязанности входила рассылка автографов тысячам поклонников через фэн-клубы и другие организации. Эти эрзац-автографы делались не с целью обмануть поклонников, а скорее для удовлетворения тех непомерных требований на автографы, которые получали фэн-клубы. Часто подобные автографы сопровождались «Гарантийным письмом» от президента клуба поклонников, гласящего, что «ребята лично подписали этот снимок для тебя», что явно было ложью.

В течение многих лет тысячи фотографий были подписаны личным помощником «Биттлз» Нилом Аспиноллом. Его варианты подписей «Биттлз» настолько искусно выполнены, что многие считают, что каждый участник группы действительно тренировал его на свой особый стиль подписи.

Через Аспинолла и фэн-клубы, сотни тысяч обычных по-клонников «Великолепной четвёрки» получали автографы «Битлз», которые другим образом получить у них никогда не было бы возможности.

Джордж Харрисон признался, что во время пика их популярности требовалось громадное количество подписей, так что Нил и несколько помощников имитировали большинство из них. Здесь мы видим очередной битловский розыгрыш в отношении своих ненасытных поклонников.

Даже теперь копии Нила автографов участников группы продолжают дурачить бесчисленных коллекционеров. Они часто попадаются на аукционах и довольно часто указывались как под-линные.

Не трудно представить себе проблемы особенно для тех, кто действительно продаёт подлинные автографы «Битлз». В эту группу входят также подписи автоматического штампа, которые ставили на открытках и фотографиях клубов поклонников. Встречаются, как имя и фамилия участников группы, а также только первое имя. Порой их трудно распознать, поскольку они выглядят довольно близко к оригиналу, включая вдавливания от шариковых авторучек и случайные чернильные кляксы. Всё же их делали, используя меха-нический штамп, таким же, каким пользовались артисты, политики и прочие знаменитости, чья известность вызывает у публики потребность в их автографах. Поэтому не трудно предположить, что выберет эта самая знаменитость, когда соберётся посвятить своё драгоценное свободное время чему-нибудь или кому-нибудь, вместо бесконечного надписывания своего автографа, когда автоматический штамп может избавить его от такого скучного занятия.

При всём сходстве с настоящим автографом механический штамп использует шаблон, механически дублирующий подпись. К счастью, большинство из них имеют механический вид, и распо-знать их не слишком сложно. У них неестественный, штампованный вид, у которого отсутствует плавность и росчерк подлинной подписи.

У подписей, выполненных механическим штампом, также отсутствует густота в тех местах, где чернила должны быть явно темнее, например, при пересечении линий. Механический штамп обычно воспроизводит общий вид автографа с одним оттенком или плотностью цвета или, по крайней мере, с явно несоответствующим и неправильным оттенком. Вероятней всего автографы механического штампа будут без начала или конца, где росчерк начинается и где кончается. Конечная точка обычно переходит в более тонкое окончание, когда подпись закончена, а ручка поднята.

Третью группу составляют подделки. У всех типов подделок один и тот же мотив – извлечение прибыли; продать ничего не стоящие подделки доверчивым покупателям, часто по ценам превышающим подлинники. Правда, назвать некоторых богатых собирателей живописи доверчивыми никак нельзя, поскольку они сами заказывают великолепные копии знаменитых мастеров, стимулируя тем самым производство подделок. Но в отношении подделок автографов такая тенденция пока не наблюдается.

Для тех, кто занимается покупкой битловских автографов, самая важная гарантия – это иметь дело только с солидными про-давцами. Выбирайте продавца, гарантирующего подлинность и возврат денег в случае ошибки. Но как поступать в том случае, если вы делаете покупку у частного лица?

Если продавец не возражает против фотокопирования или ксерокопирования вами продаваемого автографа для экспертизы подлинности, то это, несомненно, хороший признак. Ну, а если торговец неохотно соглашается на вашу просьбу, это может вызвать подозрение, что с автографом не всё в порядке.

Наибольшая трудность возникает, когда вы обнаруживаете автограф на каком-нибудь виниловом празднике или развале пластинок на блошином рынке. Тут, так сказать, преимущества не на вашей стороне. Не обязательно из-за нечестности торговца, чаще из-за его некомпетентности. У них самих, скорее всего, отсутствуют подлинники, и они не могут гарантировать аутентичность следующему покупателя.

Ещё одним постоянным источником документов с автографами «Биттлз» являются публичные аукционы, которые проводятся чуть ли не ежемесячно в США или Великобритании и устраиваются почти в каждом крупном городе. Но будьте начеку. Известны случаи, когда на аукционе продавались экспонаты, как позже выяснилось, подписанные или членами клуба поклонников или же Нилом Аспиноллом, которые тем не менее продали за огромные деньги.

Не обязательно, что все или большинство экспонатов аукционных домов ненастоящие, просто такая случайная подделка по-видимому завершает аукционные торги. Поэтому будьте осторожны. В качестве гарантии рекомендую вам не покупать автографы вслепую, а фотографировать или ксерокопировать их, а затем сравнивать, анализировать и делать выводы.

ХРОНОЛОГИЯ АВТОГРАФОВ «БИТЛЗ»

Когда «Битлз» начали свою концертную деятельность, в период с 1960-го по 62-ой год их сравнительно небольшое количество поклонников сосредоточилось в Англии, главным образом в Ливерпуле и на Севере Западной Германии. Поскольку тогда автографы требовали у них существенно меньше, до 1963 года их существует крайне мало, а для продажи они появляются и совсем редко.

Иногда этот временной отрезок называют «доринговским», более точно указывающим на события до того, как Старр присоединился к группе в августе 1962 года.

В начале 1963 года, когда популярность группы возросла, участники стали давать всё больше автографов. Довольно часто в этот период они появлялись на тусовках в клубах поклонников, где и раздавали автографы часами.

Большинство подлинных автографов «Битлз» дали во время своих гастролей с 1963-го по 1966 год. В тот период они были более доступны, чем после, когда публично увидеть любого битла стало проблематичным. Ну, а увидеть всю четвёрку стало просто невозможным.

В 1970-е годы автографы индивидуальных участников группы стали более доступными благодаря самостоятельным планам и концертным выступлениям. Пока на рынке не появлялось ни одного документа, подписанного одновременно всеми четырьмя «Битлз», за исключением собранных в разное время и в разных местах.

ИЗМЕНЕНИЯ В СТИЛЕ НАПИСАНИЯ АВТОГРАФОВ

Конечно, не удивительно, что стили почерка четырёх битлов со временем несколько изменились. Их стили в период 1960-62 гг. заметно отличаются от более поздних цветистых стилей. Некоторые автографы раннего периода несложно определить как подделки, поскольку они очень похожи на стили середины 1960-х гг.

Поскольку частота раздачи автографов возросла, они совершенствовали свои характерные стили. Следует обратить внимание на несколько изменений. Например, Джон Леннон в 1965 году перешёл к непрерывному написанию своего имени наверху, фамилии внизу. В то же время Пол Маккартни делал в небрежной манере наоборот.

После 1963 года, Джон редко делал петлю или заканчивал букву «o» в имени «John», она больше напоминает букву «u». Тоже самое, он не очень чётко писал букву «o» в фамилии «Lennon», вместо неё мы видим букву «e».

Подпись Джорджа Харрисона в 1960-е годы кажется почти неизменной, совмещая большую букву “H” в своей фамилии с ответвлением второй буквы “g” в своём имени. Из-за этого его автограф напоминал задницу поросёнка и был таким размашистым и пространным.

Подпись Ринго Стара совсем не менялась: та же звёздочка используется до сих пор – начертанная часто небрежно – под своим именем. У Ринго до сих пор характерный правый наклон, своего рода отличительная особенность его автографа.

С 1990 года Ринго подписывает только имя вместе со звёздочкой с правой стороны. Иногда его подпись появляется без звезды под своим именем. Несмотря на вероятную подлинность, любая оценка таких документов должна включать тщательную экспертизу всех других идентификационных характеристик.

ОЦЕНКА АВТОГРАФОВ «БИТЛЗ»

Самый важный момент в оценке любого автографа «Битлз» или любой другой знаменитости заключается в рассмотрении подлинной ценности объекта, на котором он находится.

Помимо таких эксклюзивных сокровищ вроде гитар с автографами или личных вещей, принадлежавших музыкантам, малодоступных даже для коллекционеров, самыми желанными остаются пластинки с автографами, точнее конверты от альбомов, синглов и мини-дисков.

После того, как успех «Битлз» стал жёстко связан с их записями, нетрудно объяснить, почему экземпляры этих пластинок с автографами, особенно ранних или малоизвестных, намного ценнее всех коммерческих изданий. Несмотря на то, что цены разнятся в зависимости от ценности неподписанного экземпляра, тем не менее за подписанные конверты от дисков в среднем платят от 3-х до 7-ми тысяч долларов.

Естественно, наиболее спрашиваемыми, хотя и крайне редкими, являются любые контракты, а также юридические документы, подписанные каким-то одним или всеми битлами.

В эту категорию также входят многочисленные текущие деловые бумаги, требующие подписи: квитанции, чеки, договоры, расписки и тому подобное.

Цена документа увеличивается, если содержит подписи извест-ных членов семей «Битлз» или других близких им людей, как, на-пример, менеджера Брайана Эпстайна.

Поскольку документы этого типа попадают на рынок крайне редко, их цены ещё не установились и могут колебаться в значи-тельных пределах. Однако диапазон от 7 до 10 тысяч долларов считается вполне разумным.

Далее наиболее желаемыми для коллекционеров автографов являются фотографии прессы или клубов поклонников, а также от-крытки, разумеется, с автографами на каждом снимке. Подобные артефакты - среди наиболее желаемых и продаются обычно от полутора до двух с половиной тысяч долларов в обрамлении.

Востребованными также являются автографы, полученные экс-промтом, на каком-нибудь клочке бумаги: от картонных пакетиков со спичками до салфеток или бланков банковских вкладов.

Автографы такого рода самые распространённые и в зависимости от того на чём стоит автограф, могут продаваться от полутора тысяч долларов до двух с половиной тысяч, если подписаны всеми четырьмя битлами.

Подписи, полученные только от одного участника группы с 1963 по 1970 год, оцениваются в определённом диапазоне. Например, подпись Джона Леннона этого периода, как правило, продаётся около восьмисот долларов. Те же Пола, Джорджа и Ринго стоят каждая около 300 долларов, однако, их подписи, сделанные после распада группы в 1970 году, примерно на 10-20 процентов стоят дешевле.

Автографы одного из временных участников группы Питера Беста стали всё же доступными после того, как он стал часто появляться на различных съездах поклонников «Битлз» и стоят около 50 долларов.

С другой стороны, автографы Стюарта Сатклиффа очень ценны и стоят от тысячи до полутора долларов. Вместе с Бестом, Сатклифф – ещё один участник группы из периода неизвестности, скончался в 1962 году от кровоизлияния в мозг.

Самым трудным для оценки считаются автографы как индивидуальные, так и групповые раннего периода (1956-1962 гг.) с подписями нескольких фамилий и предположительно включая подписи Пита Беста или Стюарта Сатклиффа. Такие автографы наиболее дорогие, поскольку редки и обладают исторической ценностью. Стоимость таких документов оценивается от 8 до 12 тысяч долларов.

Обратите внимание на то, что «Битлз» порой ставили свои автографы буквально на всём, как говорится, от большого до смешного: на бумажных купюрах, нижнем белье, на деревянных коробках от сигар, кожаных футлярах для сигарет, автомобилях, гипсовых повязках, полицейских шлемах, даже на бейсбольных мячах и это только малая толика предметов. Очевидно, что у некоторых из этих предметов не совсем идеальная поверхность для письма, но в этом и заключается их своеобразная прелесть.

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ФОНОГРАФИЧЕСКОГО ДИСКА

Запись на мастер-плёнке переводится на «пустой» лакирован-ный диск (мягкий виниловый диск с металлической сердцевиной), с использованием высокоточной электронной токарной системы. Токарный станок нарезает бороздки в пластиковом диске, когда он вращается на проигрывателе. В результате получается диск – так называемая ацетатная пластинка или «контрольный» (reference) диск. После того как их проиграют на проигрывателе как любую обычную грампластинку, ацетаты разрешают взять домой лицам, принимавшим участие в записи, для дальнейшего анализа.

Как правило, для любого определённого сеанса записи делается всего лишь несколько ацетатных дисков. Ацетатные пластинки встречаются, как с одной записью (нарезанной на одностороннем диске), так и с десятком и более записей, которые могли бы составить весь долгоиграющий диск.

Если всё в норме, лакированный диск затем используют для изготовления «матрицы», то есть металлического диска для изготовления металлического штампа, используемого для производства виниловых дисков.

На этом этапе начинают изготовлять тестовые (пробные) экземпляры. Эта фаза предоставляет ещё одну возможность проконтролировать качество всего процесса.

Когда запись делают такие знаменитые артисты, как «Битлз» с новым изданием связано столько волнений и ожиданий, тестовые экземпляры получают основные радиостанции для эфира. Подобный подход позволяет станции начать производство коммерческих дисков.

Для создания тестовых экземпляров верхний и нижний штампы помещают в пресс, а между ними размещают горячий, виниловый «бисквит». Паровая теплота и гидравлическое давление формуют затем винил между штампами, заполняя бороздки и таким образом диск готов. Если тестовые экземпляры оказываются подходящими, то можно начинать производство пластинки.

К сожалению, пока не велись или не фиксировались продажи ацетатных дисков и тестовых экземпляров в официальных списках с указанием цены каждого названия. Однако они издавались в столь небольших количествах по сравнению с обычными рекламными дисками, поэтому имеют и соответствующую цену.

АЦЕТАТНЫЕ ДИСКИ

Ацетатные диски всегда производились в ограниченном количестве – не более 5-6 за смену – и все из них являются крайне редкими. Степень спроса на них и их ценность прямо пропорциональна популярности артиста. Они крайне недолговечны благодаря своему составу – уксусная кислота и целлюлоза – и очень мягкие, что делает их неподходящими для неоднократного проигрывания. Ацетатные диски – хрупкие, жёсткие и гораздо больше подвержены царапинам, трещинам и щербинкам и прочим механическим воздействиям. Металлическая сердцевина, вставленная между лакированными поверхностями, делает их намного тяжелее обычных дисков.

В отличие от тестовых экземпляров, ацетатные диски крайне редко отправляли на радиостанции, хотя это случалось с особо актуальными новыми релизами, чтобы придать любимой станции статус эксклюзивности. Сведения на лейбле/этикетке ограничивались названием граммофонной компании и/или логотипом, а строки для названия записи, имени артиста, времени и прочих подробностей оставались незаполненными.

Ацетатные пластинки оказываются в руках коллекционеров точно также как и большинство заводских и студийных изделий – через «чёрный» ход. Достаточно большое количество служащих в индустрии грамзаписи знают о потенциальном рынке на определённые издания, чтобы организовать их утечку через замочную щель. После того, как ацетатные диски нарезают на ранних стадиях производства, изменения вносятся обычно до завершения производства пластинки. Несмотря на это, порой встречаются ацетатные диски с альтернативными дублями и миксами, не приукрашенными (без добавления фоновых вокальных партий и/или оркестровки) и приукрашенными дублями, короткими или длинными (неотредактированными) версиями. Наиболее ярким примером могут служить несколько версий альбомов «Битлз»: “Get Back” и “Let It Be”.

У ацетатных дисков есть ещё одна особенность, которая порой делает их уникальными, названия на них, известные как «рабочие», могут очень сильно отличаться от названий, появляющихся на завершённых коммерческих изданиях. И, конечно, коллекционеры, очень ценят те ацетатные диски, на которых можно увидеть или услышать какие-то отклонения от привычного. В общем, чем больше нестандартного, тем лучше для коллекционера.

Цены на ацетатные диски сильно колеблются и зависят от перечисленных выше их особенностей. Некоторые меняют владельцев всего лишь за несколько долларов, а другие за несколько тысяч. И, по крайней мере, один из них продавался за более чем 100 тысяч долларов, хотя большинство не приблизятся к этой цифре. Средняя цена, если экземпляр обладает вышеперечисленными особенностями, может стоить две-три сотни долларов.

Определение подделок среди ацетатных дисков весьма затруд-нительно и поэтому подделки всё ещё существуют. Некоторые из них можно определить за счёт отсутствия лейбла и/или неточной информации на нём. Другие за счёт плохого качества звучания. Пиратам крайне редко удаётся получить доступ к базовым записям. Полезно также обращать внимание на дефекты «рабочей» поверхности диска и другие нестандартные признаки. Тем, кто покупает ацетатные диски, можно посоветовать поинтересоваться его историей, как и продавцом. В общем, следует обращаться к торговцам с хорошей репутацией. В России купить ацетатный диск практически невозможно, по крайне мере с записями рок-музыкальных произведений западных рок-групп, из-за их почти полного отсутствия на внутреннем рынке. Исключения могут составить разве что единичные экземпляры у отдельных коллекционеров. Но отсутствие доступной информации о них делает это крайне затруднительным.

ПРОБНЫЕ ДИСКИ

Как показывает практика, для издания каждой пластинки делалось от одного до нескольких пробных дисков. А для какого-нибудь специального сингла или альбома могут существовать несколько разных пробных записей. Многие из тех же вариантов, находящихся на ацетатных дисках, существуют и на пробных дисках: альтернативные дубли и миксы, приукрашенные и не приукрашенные дубли и записи с разным хронометражом.

Цены на пробные диски с необычными, нестандартными дуб-лями (а это всё зависит от изданных версий этих записей) обычно на 50%, 100% выше, чем те, которые ничем не отличаются от привычных версий на пластинке.

Иногда на пробных дисках находят песни, ранее никогда не издававшиеся. Такие экстраординарные находки являются настоящим открытием, и цены на них могут подниматься до заоблачных высот и составлять многие тысячи долларов.

Порой, когда артист соглашается передать свои базовые плёнки другой фирме, эти старые плёнки могут быть отреставрированы новой компанией. И поэтому весь процесс производства может повториться. А это означает появление целого ряда новых пробных дисков.

Не все пробные диски выглядят одинаково, даже и одного на-звания. Компании звукозаписи могут заключить субконтрактный договор на часть работы с одним и более продавцом. И в таком случае могут появится варианты пробных дисков с другими характеристиками на лейблах.

Намеренно, пробные диски часто маркировались случайно и спонтанно. Надписи от руки, печать на машинке, наклейки и штампы не уменьшают цены или привлекательности этих изданий, как это бывает с обычными пластинками, хотя для более чистых и аккуратных лейблов могут накинуть в цене 5-10%.

К сожалению, рынок подделок тестовых изданий тоже сущест-вует. Наиболее правильный способ установления подлинности издания сравнить его характеристики с уже известными «официальными» экземплярами и тем который выставлен на продажу.

У пробных экземпляров больше характеристик, чем у циркулирующих на рынке их дубликатов, таких как идентификационные символы и штампы в «мёртвой зоне». Некоторые даже имеют заводской логотип, что весьма полезно для их опознания.

Ленинский проспект, дом 70/11 Москва
Контакты: +7 495 730-52-01, +7 495 318-69-82, +7 916 241-28-30

Copyright © 2010 - 2018 Магазин пластинок. Все права защищены